Я приехала в Москву в июне. С нашей южной жары попала в настоящую осень: было холодно, шел дождь, небо было серое и все вокруг тоже было серым. Поезд прибыл на Казанский вокзал, меня встретили и повезли в Крылатское. По дороге я заметила три на первый взгляд одинаковых страшных здания: одно сразу у вокзала (это была гостиница "Ленинградская"), и два - по дороге в новый дом (МИД и гостиница "Украина"). Я ехала и думала о том, какая в Москве грозная и давящая архитектура, и как тяжело будет здесь жить. Серые глыбы домов сливались с серыми облаками и пытались меня морально уничтожить. А через несколько лет, когда я обошла пешком весь центр, когда я увидела эти высотки в нормальную солнечную погоду, когда я постояла у их подножий и даже потрогала их стены, я поняла, что они совсем не страшные, а вполне дружелюбные, и очень их полюбила (и даже выделила фаворита - дом на Котельнической набережной). А еще по ним всегда можно ориентироваться на местности.После победы в войне Россия надевает венец победителя, и даже не венец – корону из стали и железобетона, которую видно из любой части города и даже из пригородов. Эта корона – высотки, опоясывающие центр столицы. Они стали символом советской власти, простиравшейся теперь далеко за пределы 15 республик.
13 января 1947 года Совет Министров СССР принял постановление «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий», а уже через 8 месяцев – в день восьмисотлетия столицы были заложены все 8 высоток. В этом тоже состоял замысел вождя - рубеж своего 800-летия Москва переступала, устремляясь ввысь. Но в результате были построены совершенно другие здания. Их проекты менялись в течение всего строительства, изменялось назначение (здание МГУ изначально должно было быть гостиницей), увеличивалось количество этажей (например, в здании на Котельнической набережной – в 2 раза). К работе были привлечены лучшие архитекторы, конструкторы и скульпторы страны, перед которыми стояла сложнейшая и ответственная задача: полностью изменить архитектурный облик столицы. Работа была проделана колоссальная: фасады зданий вычерчивались в натуральную величину на досках размером 2 на 2 метра, а скульпторы расчерчивали тела натурщиц, с которых лепили скульптуры для украшения фасадов, углем и строго-настрого запрещали мыться, чтобы не смыть разметку.
Касательно стилистики зданий Сталиным было отдано распоряжение: сделать высотки непохожими на американские небоскребы; но когда было построено первое здание на Смоленской площади, сходство стало слишком очевидно: плоские крыши были отличительной чертой зарубежных высоток. Чтобы привнести в здания элементы советской архитектуры, были запроектированы шпили, напоминавшие церковные колокольни. В годы строительства высоток русская православная церковь была реабилитирована, поэтому элементы церковности были встречены правительством Москвы, но, тем не менее, здания по-прежнему перекликались с американскими собратьями.
(Слева направо: Fisher Building в Детройте, Woolworth Building в Нью-Йорке, Municipal Building в Нью-Йорке, Terminal Tower в Кливленде)
Какое здание было построено с наклоном? У какого здания за один день вырос шпиль? С какого здания строители улетали на дельтаплане? В какой высотке Хрущев чуть не помолился перед лифтом? Какое здание было построено с наклоном? У какого здания за один день вырос шпиль? С какого здания строители улетали на дельтаплане? В какой высотке Хрущев чуть не помолился перед лифтом?
Здание Министерства Иностранных Дел на Смоленской площади.
Годы строительства: 1948-1953.
Архитекторы: Гельфрейх В.Г., Минкус А.Б.
Конструкторы: Гомберг С.Л., Лимановский Г.М.
Высота: 172 м.
Количество этажей: 27.
Исключительно удачна постановка здания - фасадом оно замыкает вид вдоль Бородинского моста и Смоленской улицы, являющихся одним из наиболее парадных въездов в московский центр.
Характерной особенностью высотки является огромный герб СССР на её фасаде. Герб, смонтированный из железобетона, расположен на высоте 114 м и занимает площадь в 144 кв. м. Здание МИД – единственная из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.
Согласно легенде, Сталин, проезжая мимо высотки на Смоленской выругался и велел добавить шпиль. Указание должно было быть выполнено, но расчеты показали, что здание не выдержит веса каменной надстройки, а потому завершение было выполнено из металлических конструкций, обшитых крашенными жестяными листами. Для установки шпиля пришлось вносить изменение в планировку здания: для укрепления опор пробивали перекрытия пяти верхних этажей. После смерти Сталина архитектор Минкус, для которого указание поставить шпиль было личной трагедией, написал письмо Хрущеву с просьбой демонтировать злополучный шпиль. На это генсек дал отрицательный ответ, сказав что "пусть шпиль останется памятником глупости Сталина".
Жилой дом на Кудринской площади.
Годы строительства: 1948-1954.
Архитекторы: Мндоянц А.А., Посохин М.В.
Конструктор: Вохомский М.Н.
Высота: 156 м.
Количество этажей: 24.
Здание фиксирует пересечение Садового кольца с радиально идущими улицами. Его трехчастная композиция состоит состоит из центрального 22-этажного корпуса высотой 156 м и 18-этажных боковых корпусов с 452 квартирами.
Жилой дом на Котельнической набережной.
Годы строительства: 1938-1940; 1948-1952.
Архитекторы: Чечулин Д.Н., Ростковский А.К.
Конструктор: Гохман Л.М.
Высота: 176 м.
Количество этажей: 32.
Высотное здание на Котельнической набережной, близ слияния Москвы-реки с Яузой, доминирует над всей зоной, являясь отправной точной для всех улиц, идущих вниз к реке, и контрапунктом Кремлю.
Правое 9-этажное крыло вдоль Котельнической набережной строилось в 1938-1940 гг. по проекту тех же архитекторов, как самостоятельное здание, и в 1948-1952 гг. было включено в новый ансамбль с частичной перестройкой парадного фасада (изменено архитектурное решение первых двух этажей, штукатурная отделка стен заменена керамической облицовкой).
Административное здание на площади Красных Ворот.
Годы строительства: 1949-1953.
Архитекторы: Душкин А.Н., Мезенцев Б.С.
Конструктор: Абрамов В.М.
Высота: 138 м.
Количество этажей: 24.
Здание состоит из 24-этажного центрального корпуса, занимаемого в советский период Министерством транспортного строительства, и двух жилых корпусов различной этажности (от 11 до 15 этажей).
Здесь был применен самый уникальный способ устройства основания высотного здания. По технической смелости и инженерному искусству мировая строительная практика не знала аналогичного примера. Под южной частью правого крыла здания было необходимо устроить два эскалаторных хода, которые бы обеспечивали второй выход из уже действующей станции метрополитена. Учитывая жесткие сроки, а так же невозможность перекрытия движения по Каланчевской улице, было принято решение строить одновременно в двух взаимоисключающих направлениях – вверх и вниз, а потому – отказаться от раскрытия котлована с обычными для слабых грунтов откосами. Инженеры решили обратиться к способу проходки глубоких котлованов с искусственным замораживанием плывунных грунтов, таким образом использовать замороженный грунт в качестве материала, способного воспринять давление окружающего грунта а также гидростатическое давление грунтовых вод.
Однако истинное чудо инженерного искусства заключалось даже не в этом, а в том, что конструкции высотного здания намеренно возводились с наклоном. Дело в том, что в результате пученья замороженного грунта край фундамента со стороны вестибюля должен был подниматься, в то время как другой его край под возрастающим давлением стальных и бетонных конструкций должен был давать осадку. Если бы железобетонный каркас возводился строго вертикально то после оттаивания он занял бы положение с отклонением от вертикали примерно на 16 см.
Было принято беспрецедентное в практике строительства сооружений подобного рода решение - вести монтаж колонн центральной части здания с заданным контр-креном. Это отклонение от вертикали было так заметно, что люди писали жалобы на нерадивых строителей, строящих здание с таким существенным браком. Из-за отставания работ от графика режим замораживания пришлось поддерживать на 2 месяца дольше, что привело к увеличению перекоса фундамента. После оттаивания грунтов, следуя за осадкой фундамента, каркас хоть и избавился от первоначального крена, зато получил наклон в противоположную сторону, и на сегодняшний день составляет те же 16 сантиметров и не выходит за рамки допустимого.
Гостиница "Украина".
Годы строительства: 1953-1957.
Архитекторы: Мордвинов А.Г., Олтаржевский В.К.
Конструктор: Красильников П.А.
Высота: 206 м.
Количество этажей: 34.
Гостиница находится в излучине Москвы-реки, на пересечении Кутузовского проспекта и Нового Арбата. Здание гостиницы расположено напротив Дома правительства Российской Федерации (также известного как «Белый Дом»). В 2010 году, после завершения масштабной реставрации, гостиница «Украина» начала работать под новым названием Рэдиссон Ройал (Рэдиссон-Московская).
Гостиница "Ленинградская".
Годы строительства: 1949-1952.
Архитекторы: Поляков Л.М., Борецкий А.Б.
Конструктор: Метлюк Е.В.
Высота: 136 м.
Количество этажей: 17.
Образует органическое целое с ансамблем Комсомольской площади. Среди других «высоток» выделяется скромной высотой (всего 136 метров) и утонченностью отделки экстерьера и интерьера. В отделке фасада наряду с белой керамической плиткой использована красная глазурованная керамика. Рёбра и эмблема восьмигранного шпиля, розетки между пилонами и шары на обелисках покрыты золотом. Оформление внутреннего убранства проникнуто духом древнерусской, в т. ч. храмовой архитектуры. Позже Хрущев высмеивал внутреннюю отделку гостиницы, говоря, что здесь все выглядит как в церкви, и возникает желание помолиться у богато украшенного алтаря, который на деле оказывается входом в лифт. Также в вестибюле находится люстра, которая освещает 7 этажей.
В 2009 году в здании гостиницы Ленинградской появился отель Хилтон Москоу Ленинградская.
Главное здание Московского Государственного Университета на Воробьевых Горах.
Годы строительства: 1949-1953.
Архитекторы: Иофан Б.М., Руднев Л.В.
Скульптор: Мухина В.И.
Высота: 236 м.
Количество этажей: 36.
В 1948 году сотрудники отдела ЦК партии, курировавшего науку, получили из Кремля задание: проработать вопрос о постройке нового здания для МГУ. В ЦК предложили возвести для «храма советской науки» высотку, но московские власти наотрез отказались, посчитав слишком дорогим монтаж лифтов, и заключили, что здание должно иметь не больше четырех этажей. Через несколько дней на совещании по «университетскому вопросу» Сталин лично объявил свое решение: отдать МГУ запланированное здание высотой не меньше 20 этажей на вершине Ленинских гор. Более того, велел построить отдельную комнату для каждого студента, а их в то время обучалось шесть тысяч. Убедил его сократить количество комнат вдвое Молотов: «Товарищ Сталин, студенты ведь народ компанейский. Скучно им будет жить поодиночке. Пусть хоть по двое селятся!»
Проект нового здания университета готовил известный советский архитектор Борис Иофан, но позже он был отстранен от этой работы, поскольку он собирался строить главный корпус прямо над обрывом Ленинских Гор и не соглашался отодвинуть здание вглубь, а такое расположение грозило катастрофой: район опасен с точки зрения возникновения оползней, и здание могло попросту сползти в реку. На место Иофана назначили Льва Руднева; он перенес здание на 800 метров вглубь территории, а на месте, выбранном Иофаном, создал смотровую площадку.
В первоначальном эскизном варианте предполагалось увенчать высотку скульптурой Ломоносова внушительных размеров, однако Иосиф Виссарионович распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные шесть высоток, строящихся в столице.
В репортажах с ударной стройки на Ленинских горах сообщалось, что высотку возводят 3000 комсомольцев-стахановцев. Однако в действительности здесь работало гораздо больше людей. Специально «под университет» в конце 1948 года в МВД был подготовлен приказ об условно-досрочном освобождении из лагерей нескольких тысяч заключенных, имевших строительные специальности. Численность заключенных в «Стройлаге» достигала 14290 человек. Практически все они сидели по «бытовым» статьям, «политических» везти в Москву побоялись.Когда возведение высотного здания подходило к концу, было решено «максимально приблизить места проживания и работы заключенных». Новый лагерный пункт был оборудован прямо на 24-м и 25-м этажах строящейся башни. Такое решение позволяло сэкономить и на охране: нет необходимости ни в сторожевых вышках, ни в колючей проволоке – все равно некуда деваться!
Как оказалось, охранники недооценили свой подшефный контингент. Нашелся среди узников умелец, который летом 1952 года соорудил из фанеры и проволоки некое подобие дельтаплана и… Дальнейшие события молва трактует по-разному. По одной версии, он сумел перелететь на другой берег Москвы-реки и благополучно скрылся. По другой – его еще в воздухе расстреляли охранники. Есть вариант с счастливым завершением этой истории: якобы «летуна» уже на земле схватили чекисты, но, когда о его поступке стало известно Сталину, тот лично велел отважного изобретателя отпустить… Возможно даже, что крылатых беглецов было двое. По крайней мере так утверждал вольнонаемный строитель высотки, который сам видел двух людей, планирующих с башни на самодельных крыльях. По его словам одного из них подстрелили, а второй улетел в сторону Лужников.
Высота 36-этажного высотки достигает 236 метров. Шпиль имеет высоту около 50 метров, а венчающая его звезда весит 12 тонн. На одной из боковых башен установлены часы-чемпионы – самые большие в Москве. Циферблаты сделаны из нержавеющей стали и имеют диаметр 9 метров. Минутная стрелка вдвое длиннее минутной стрелки кремлевских курантов и имеет длину 4,1 м, а весит 39 кг. Высотное здание «храма науки» торжественно открыли 1 сентября 1953 года. Сталин не дожил до этого события 7 месяцев.
Административное здание в Зарядье.
Архитекторы: Чечулин Д.Н.
Высота: 275 м.
Количество этажей: 32.
Административное здание в Зарядье было последним из сталинских небоскребов, заложенных в день восьмисотлетнего юбилея Москвы. Его не достроили - помешала смерть Сталина. Впрочем, работы по сооружению стилобата к весне 1953 года успели практически завершить. По некоторым источникам каркас здания успели построить чуть ли не в половину его высоты, а в последствии разобрали и использовали в качестве металлоконструкций для стадиона в Лужниках. Под стилобатом скрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища.
На стилобате недостроенного гиганта возвели гостиницу Россия – самую большую в Европе, которая и положила конец высотному строительству в Советском Союзе.Интересные вещи по этой теме:
-
фильм "Советская империя. Высотки" с комментариями людей, работавших над зданиями;
-
монография "Высотные здания в Москве. Факты из истории проектирования и строительства. 1947-1956."