Я приехала в Москву в июне. С нашей южной жары попала в настоящую осень: было холодно, шел дождь, небо было серое и все вокруг тоже было серым. Поезд прибыл на Казанский вокзал, меня встретили и повезли в Крылатское. По дороге я заметила три на первый взгляд одинаковых страшных здания: одно сразу у вокзала (это была гостиница "Ленинградская"), и два - по дороге в новый дом (МИД и гостиница "Украина"). Я ехала и думала о том, какая в Москве грозная и давящая архитектура, и как тяжело будет здесь жить. Серые глыбы домов сливались с серыми облаками и пытались меня морально уничтожить. А через несколько лет, когда я обошла пешком весь центр, когда я увидела эти высотки в нормальную солнечную погоду, когда я постояла у их подножий и даже потрогала их стены, я поняла, что они совсем не страшные, а вполне дружелюбные, и очень их полюбила (и даже выделила фаворита - дом на Котельнической набережной). А еще по ним всегда можно ориентироваться на местности.

После победы в войне Россия надевает венец победителя, и даже не венец – корону из стали и железобетона, которую видно из любой части города и даже из пригородов. Эта корона – высотки, опоясывающие центр столицы. Они стали символом советской власти, простиравшейся теперь далеко за пределы 15 республик.



13 января 1947 года Совет Министров СССР принял постановление «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий», а уже через 8 месяцев – в день восьмисотлетия столицы были заложены все 8 высоток. В этом тоже состоял замысел вождя - рубеж своего 800-летия Москва переступала, устремляясь ввысь. Но в результате были построены совершенно другие здания. Их проекты менялись в течение всего строительства, изменялось назначение (здание МГУ изначально должно было быть гостиницей), увеличивалось количество этажей (например, в здании на Котельнической набережной – в 2 раза). К работе были привлечены лучшие архитекторы, конструкторы и скульпторы страны, перед которыми стояла сложнейшая и ответственная задача: полностью изменить архитектурный облик столицы. Работа была проделана колоссальная: фасады зданий вычерчивались в натуральную величину на досках размером 2 на 2 метра, а скульпторы расчерчивали тела натурщиц, с которых лепили скульптуры для украшения фасадов, углем и строго-настрого запрещали мыться, чтобы не смыть разметку.
Касательно стилистики зданий Сталиным было отдано распоряжение: сделать высотки непохожими на американские небоскребы; но когда было построено первое здание на Смоленской площади, сходство стало слишком очевидно: плоские крыши были отличительной чертой зарубежных высоток. Чтобы привнести в здания элементы советской архитектуры, были запроектированы шпили, напоминавшие церковные колокольни. В годы строительства высоток русская православная церковь была реабилитирована, поэтому элементы церковности были встречены правительством Москвы, но, тем не менее, здания по-прежнему перекликались с американскими собратьями.



(Слева направо: Fisher Building в Детройте, Woolworth Building в Нью-Йорке, Municipal Building в Нью-Йорке, Terminal Tower в Кливленде)


Какое здание было построено с наклоном? У какого здания за один день вырос шпиль? С какого здания строители улетали на дельтаплане? В какой высотке Хрущев чуть не помолился перед лифтом?

Интересные вещи по этой теме:
- фильм "Советская империя. Высотки" с комментариями людей, работавших над зданиями;
- монография "Высотные здания в Москве. Факты из истории проектирования и строительства. 1947-1956."